Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Выпустили релиз или сняли клип? Расскажите об этом у нас: main@sub-cult.ru

Для англоязычного уха TSARGOROX — страшное блэк-метал название, будто бы из одного логического ряда с Gorgoroth и Behemoth. Однако в родной среде оно скорее созвучно «скомороху». Да и сам фразеологизм «при царе Горохе», из которого родилось это слово, употребляется исключительно в ироничном контексте. Игра слов, рифмы и ума в принципе лежит в песенной основе проекта TSARGOROX, созданного экс-участником группы «Очень высокое IQ» Олегом Козленковым.

В музыке TSARGOROX каждый найдёт что-то в меру своей наслушанности. В третьем альбоме проекта «Я съел русалку» можно расслышать ска-панк, сёрф, постхардкор, даб, фолк, постпанк, диско-рок в стиле Bee Gees и многое другое — но только не всё сразу, а строго дозированно по аранжировкам на протяжении всего LP. В текстах и подаче TSARGOROX явно следует принципам идиотизации драматического и драматизации идиотического, сформированным группой НОМ. А за его напускной простотой и чудаковатостью, по-прежнему, скрывается серьёзная работа.

Творчество Олега Козленкова может быть интересно поклонникам Федула Жадного, Александра Лаэртского, групп Х.З., S.P.O.R.T., «Ландыши», «Голос Омерики», стёб-рока как такового, а также неограниченному кругу лиц в целом вплоть до почитателей абсурдизма в литературе. В песнях он обращается к чему-то интуитивно понятному, народному и даже архаичному, но находит какие-то необычные ракурсы, принципиально игнорируя прямые сюжетные линии. Его метод похож на саркастичное буриме, свойственное представителям абстрактного хип-хопа, однако речитативу артист предпочитает пение, обогащённое театральными интонациями.

На обложке «Я съел русалку» нас встречает русское народное «страдающее Средневековье». В песнях озвучены бытовые философские вопросы, мучающие беспокойные умы как минимум с эпохи царя Гороха. Основные темы — любовь и самоидентификация: «Хочешь, чтоб всё было проще, женись на тёще!» («Нет проблем»), «Для чего мы живём? Особенно ты, особенно он», «С виду я похож на человека, но внутри я средневековая монета. Подарите меня госпоже Габриэлле. — Пусть накупит г*вна в парфюмерном отделе» («Снаружи-внутри»); «Вместо того, чтоб покушать в обед сваренных милой супругой котлет, ты любишь за деньги на хате ш*лаву в прозрачном халате»; «Дарвин неправ. Ваш предок макака, а мой удав» (Merde); «Высадил витрины ураган Катрина, задушил в объятьях ураган Иван. Погоди, я тоже стану непокорным ураганом» («Ураганы»). Как видите, сложно удержаться, чтобы не разобрать на цитаты весь альбом.

Несмотря на то, что Олег Козленков сознательно усложняет путь своего творчества к слушателю, ему и его музыке «Важно пригодиться хоть кому-то на пути от плаценты до Кассиопеи». Поэтому он по-прежнему выпускает альбомы и время от времени даёт вот такие интервью.

tsargorox_syel_rusalku-1

— Вы позиционируете TSARGOROX как студийный проект. Но если б кто-то из ваших любимых артистов решил пригласить вас выступить на его мероприятии, кому не отказали бы?

Сложный вопрос, потому что ситуация фантастическая и нереальная. Но если бы уж я выбирал среди уважаемых мной команд, засунув скромность, стыд и разум куда поглубже, это были бы: The Breeders, «Курара», Primus и «Аукцыон». Это если коротко. И кого-то одного выбрать я не смогу никак.

— Однажды Сергей Курёхин на вопрос «о чём ваша музыка?» ответил: «О любви». Музыка TSARGOROX тоже о любви или о чём-то другом?


— Ну, не без этого. Но Курёхин был мастер стёба и провокаций, это раз. Он мог ляпнуть что угодно, а я теперь должен придумывать какой-то ответ в этой связи. Так, что ли? Тут чисто синтаксически у меня не связывается, как ужасная, проникающая сейчас в литературный язык конструкция «расскажу за это». Я не понимаю, как музыка может быть «о любви». Типа как «картошка о еде» или «гиря о спорте»?

Вот тексты могут быть о любви, конечно. О ненависти, о растерянности, о большом красивом прошлом или будущем. Если бы меня спросили «о чём поёте», я ответил бы «о разном».

А музыка TSARGOROX — это калейдоскоп из моей головы. Человек я довольно рассеянный и в самоанализе не силён. Есть лиричные моменты, есть агрессивные, есть медитативные, а есть плясовые.

— «Взрослые книги мне поздно подсунул отец, а там пипец», — строчка, основанная на реальных событиях? Что за книги такие страшные? От какой книги держали бы подальше своих детей?

— Взрослые книги — это аллегория, конечно, без какой-либо конкретики. Я рано научился читать благодаря бабушке. В пять лет прочёл «Остров Сокровищ», а в восемь проглотил «Когда спящий проснётся» Герберта Уэллса. После этого прочёл ещё много разной литературы, иногда не по возрасту. Но самой страшной книгой стал справочник по хирургии, там было много сочных цветных картинок. А про детей скажу так — ничего не надо запрещать, нужно готовить и объяснять. Подготовленный человек сам разберётся, что оставить на полке, а что пропустить.

tsargorox_syel_rusalku-3

— У меня возникает ощущение, будто в природе песен TSARGOROX лежит не столько сюжет, сколько игра с рифмой. Как вы понимаете, что уже наигрались и песня превратилась в завершённое произведение? Возникает ли соблазн переделать текст в самый неподходящий момент?

— Какие-то песни начинаются с ритмического куска, он появляется и застревает в голове, потом обрастает недостающим. А какие-то возникают из фразы, из игры с рифмой. Фраза может прийти внезапно, во время мытья посуды, спора, просмотра видео, просто созерцания природы, например. Раньше было написано изрядное количество дурацких, глумливых песенок, за некоторые из них стыдно, но нужно нести это бремя с гордо поднятой головой. Сейчас песни пишутся гораздо дольше, ищутся пути одновременно и донесения идеи, и наиболее складного сложения текста. В какой-то момент я вижу, что всё сказано без лишнего, и слова в песне произносятся плавно, нет спотыкачек, как, например «Если ты сел пить с ворами, опасайся за свой кошелёк» или, прости господи, «Он гнал свой байк, а не лимузин».

К сюжету же я вообще отношусь с сомнением. Нужен ли он в песнях нашей стилистики? Мне ближе абстрактные, отвлечённые от конкретных событий тексты. Про «человека в телогрейке» или «как где-то собрались друзья, чтобы накуриться, а один был толстый обжора, и что из этого вышло» как-то не получалось ни разу. Но сюжетные линии, конечно, где-то случаются. Только это происходит не специально, не по рекомендации продюсера и не по запросу публики.

— В числе ваших любимых музыкантов вы называли группу Can и Bjork. Как думаете, в контексте творчества TSARGOROX уместны элементы краут-рока или экспериментальной поп-музыки, хитрой электроники типа трип-хопа?

— Почему же нет? Я не запираюсь в рамках одного стиля, что наверняка плохо с точки зрения коммерческой выгоды. Но я её и не преследую. Уверен, у меня получается какой-то свой стиль. И когда-нибудь, возможно, мелькнёт в моих песнях тень Portishead, что уж там хитрого. А krautrock и так присутствует, послушайте гитарный подклад в финале трека «Брель». Это же чисто Saw Delight упомянутой группы Can — звучит неочевидно, но в том-то и кайф — использовать элементы, создавая ощущения и отсылки в собственном творчестве.

Хочу ещё сказать, мне как меломану далеко до некоторых моих друзей, но среди музыкальных коллективов, которые я до сих пор переслушиваю, — когда с почтением, когда с восторженным ужасом, — есть первый коллектив Ника Кейва Birthday Party, The Jesus Lizard, O.L.D., особенно их альбом Formula 1995-го года, Laibach, Septic Flesh, Skinny Puppy, Rollins Band, Moon Far Away, F.S.O.L. и многое другое. Фонотека у меня довольно большая и вылизанная. Однако тащить всё это в свою музыку я не стал бы. И мозги другие, и среда. Но когда читаешь, кто оказал влияние, например, на Курта Кобейна, понимаешь, что главное наслушанность, а что из тебя самого родится — дело случая.

— Почему при возможности использовать неограниченный стилистический арсенал в стёб-роке многие проекты так или иначе однажды приходят к ска-панку (ранние «Ландыши», «Ленинград», «Пневмослон» и т.д.)? Почему периодически сами прибегаете к этой стилистике?

— Да потому что вторая доля! Это же плясовый ритм, пресловутая «умца-умца», которая сидит в подкорке у русского человека. Это динамично и весело, это наш motorik, видимо. Строить всё творчество на ска-панке скучно, но иногда можно съехать на него — почему бы и нет, если просится. Часто музыкант может встать перед дилеммой: «мы будем сочинять только максимально непохожий ни на кого контент, избегая попсовых приёмов» или «мы хотим, чтобы наш альбом переслушали второй и третий раз». Не стоит брезговать популярными ритмическими рисунками, всё можно бесконечно перерабатывать и звучать свежо. Здесь я нагло предложу послушать наш трек «Неверь» с предыдущего одноименного альбома — там в финале мы накрутили прикольной психоделики с курским рожком, калюкой, тяжёлой гитарой и с хэтом на вторую долю. А в финале звонкая акустика в духе хиппи и саундтрека к советскому кино. Есть в этом что-то от Jethro Tull и Калинова Моста? Не мне судить, сам сейчас первый раз пытаюсь понять, откуда я всё это натянул. Вот.

tsargorox_syel_rusalku-2

— В прошлом интервью «Субкультуре» вы сказали, что хотите «быть прослушанным до конца и, возможно, после этого — понятым». Но при этом сочиняете андеграундную музыку с чудаковатыми, местами непечатными, текстами, да ещё и не играете концертов. Не кажется ли вам, что на пути к слушателю здесь может быть много барьеров?


— Именно так. Но вот я, например, никогда не был на концерте Фрэнка Заппы или Fatso Jetson, но это не мешает мне продолжать их слушать. А КиШ или какой-нибудь «Чайф» мне слушать не только тоскливо, но и нет причины вовсе. Вот такой непопсовый я г*внюк. Но знаю, что у каждой музыки есть свой слушатель, который оценит и чудаковатые, и даже м*даковатые, тексты и будет слушать то, что мы вываливаем в сеть. А необходимость обязательно посетить концерт, поглядеть на артиста, потрогать его и сфоткаться — это чистое идолопоклонство, нужно душить в себе этот грех.


Вот интересно, что вы мне предлагаете? Угадывать вкусы массового слушателя, подстраиваться под них, писать понятные, близкие каждому тексты и ездить по залам, продавать себя? Я ведь полюбил всех своих, так скажем, кумиров именно не за это. И я не тешусь самообманом, что буду звучать на радио пять раз в сутки или даже хотя бы один. И массового слушателя я не переучу. А играть в клубах перед тридцатью людьми я устал. Все мы выросли, моя публика приходила на концерты после работы, они сидели пили пиво и кушали свои ужины, за что я не могу их осуждать, хоть и хотел бы, конечно, чтобы они плясали перед сценой. И потому в своём новом проекте TSARGOROX я выбрал вот такой формат — мы пишем материал с хорошими музыкантами, я заливаю его в сеть, дистрибутирую на всех возможных аудио-платформах. Потом немного рекламирую его с помощью вот таких интервью, не очень навязчиво. Я не наступаю на горло своей песне и не порчу себе настроение. А кому-то наверняка его поднимаю. А так-то я в целом понимаю весь свой бесперспективнячок!

— Нужно ли в целом скоморошество как направление массового искусства?

— За ответом на этот вопрос нужно обращаться к искусствоведам. Но я скажу, ибо могу: смеховая культура — это основа русского менталитета. В ней и протест, и глумление над социальными проблемами, и духовное освобождение. Я уже понял, в кого вы меня записали. Я не против.

— Выйдет ли следующий альбом TSARGOROX или уже задумали что-то другое?

— Не загадываю. В 2024-м году я записал почти весь накопленный за годы материал, и кроме этого альбома есть ещё один, но о нём позже. Возможно, найдутся идеи и потребность их воплотить в звуке. А может быть, меня займут насущные мещанские проблемы, такие как взращивание потомства, расширение жилплощади или простое выживание, всякое возможно. Вам что, хочется, чтобы TSARGOROX не останавливался? Всё равно я сделаю, как сам хочу, но просто интересно.


Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика