Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Выпустили релиз или сняли клип? Расскажите об этом у нас: main@sub-cult.ru
Как зарождались неформальные субкультуры в России

Давно я не встречал на улицах представителей каких-либо субкультур, а ведь ещё лет десять назад молодёжных течений было крайне много. Люди объединялись в своего рода племена со своими нравами, музыкальными вкусами, поведенческими признаками и стилем одежды. Спустя внушительное количество времени, когда сознание целого поколения успело поменяться, а на смену приходят более свежие тренды, хотелось бы рассказать, как неформальные традиции добрались до России.

СМИ о субкультурах начала 2000-х

Благодаря деятельности вестников с голубых экранов у телезрителя зачастую складывалось ошибочное мнение по поводу неформальных «структур». Как правило, их повествование о субкультурах ограничивалось перечислением стереотипов и клише, которые, хоть и являлись основными приметами молодёжи, не отражали саму суть течений. Приведу цитату из типичного сюжета о готах времён середины нулевых:

«Бледное лицо и кровавые губы. Безжалостное, проклятое богом существо с холодным блеском в глазах. Но сегодня вампиры — это не просто фантазия, а новая мода. <...> Они не скрывают, летучие мыши им нравятся куда больше, чем бабочки. Люди в чёрном, они и сами похожи на вампиров из сказки».

Печатные издания также не далеко ушли по содержанию от своих телевизионных коллег.

Ситуация потихоньку стала выравниваться, когда в 2005-м появился телеканал A-One. И это было настоящим событием в элитарном мире неформалов тех лет. Канал был мультиформатен по отношению к набирающей популярность альтернативной рок-музыке. Благодаря ему мы смогли открыть для себя мир не только зарубежной сцены, но и быть в курсе того, что творилось в нашем андеграунде.

По мере приобретения популярности гостями телеэфиров становились и те группы, которые имели мало чего общего с подростковым пониманием о том, как должна звучать «трушная» альтернативная музыка. В их числе «Алиса», «Король и Шут», «Би-2», «Ария» и множество других мэтров отечественной рок-музыки, которые в первую очередь ассоциировались с радиостанцией на букву Н.

Однако СМИ не являлись тем самым толчком в возникновении и популяризации субкультур. Они, скорее, могли побудить интерес к этой теме, информацию о которой было сложно найти даже в отечественном сегменте интернета.

Становление альтернативной музыки

Альтернативный рок и связанные с ним субкультуры стали зарождаться в конце 1980-х годов, а современные очертания сформировались к концу 90-х. Советские представители андеграунда по своему содержанию и посылу ничем не отличались от более именитых представителей русского рока. Единственное, что их отличало, это наличие более бунтарских замашек и склонность к музыкальным экспериментам. Такие группы, как «Звуки Му», «Поп-механика», «АукцЫон», а чуть позже и «Мумий Тролль», «Ногу Свело!» и «Агата Кристи» демонстрировали иное видение в исполнении рока, подмешивая к классическому набору инструментов звучание, добытое из аналоговых синтезаторов. Больше всего в этом направлении отличились представители Свердловского Рок-клуба.

Актуальность рок-клубов пропала с развалом СССР, и вплоть до середины 90-х особого развития отечественной альтернативной музыки не было. Тем не менее появлялись новые имена и коллективы, которые экспериментировали с жанрами, и им нужно было место для того, чтобы показать своё творчество зрителю. В Санкт-Петербурге открылся клуб «Там-Там», на сцене которого выступали «Джан Ку», «Кирпичи», Tequilajazzz, «Химера» и «ПТВП», которых можно назвать пионерами российского альтернативного рока, если отбросить советский период.

Среди московских первооткрывателей альтернативной музыки можно отметить I.F.K., «МЭD DОГ», «Небо здесь» и «7расу», в звучании которых нашлось место и для утяжеления, характерного для ню-метала.

Ну а, пожалуй, самым важным периодом в становлении андеграундной музыки стали нулевые. Множество появившихся групп того времени окончательно ушли от традиций русского рока. На первое место стала выходить музыка, а не текст. Музыкальные эксперименты довели исполнителей до смешения металла и рэпа, индастриала и психоделики, появились первые признаки эмо-музыки и различных жанров с приставкой -core. Уже на старте своей карьеры многие могли похвастаться звучанием, которое можно условно назвать коммерческим. Не меньшую гордость вызывал тот факт, что наши молодые группы стали сотрудничать с зарубежными звукорежиссёрами и студиями.

Доступность музыки с точки зрения потребления и восприятия способствовала привлечению внимания со стороны молодых людей, которые зачастую были ровесниками своих кумиров. «Слот», Amatory, «Психея», Tracktor Bowling, Jane Air и многие другие стали голосом своего поколения, которое формировало основную массу субкультурного движения тех лет. Тогда они называли себя не иначе как альтернативщики, которым было чуждо то, что было в музыкальной истории раньше.

Субкультуры

Первыми советскими субкультурами принято считать неформальные молодёжные объединения, сформированные в СССР в эпоху развития некоммерческой музыки. Высокая степень изоляции от внешнего мира стала причиной появления искажённых форм тех или иных движений с оттенком самобытности. Одной из главных причин зарождения культурных бунтарей 80-х была попытка отойти от идеологии, которая навязывалась молодёжи в учебных заведениях, на телевидении, радио и прочих каналах, контролируемых цензурой.

В 1985 году был взят курс на Перестройку, а осмелевшие неформалы наконец-то вышли из подъездов на улицы. Длинные волосы и ирокезы, рваная одежда и заклепки, фенечки и татуировки становились пусть пока ещё не привычным, но порядком вещей. Борьба самоутверждений привела к появлению нового мировоззрения, вкусов и образа жизни. Примером для подражания в большинстве случаев были музыканты тех лет, которые зачастую выступали не в качестве лидеров той или иной субкультуры, а скорее были некими демонстрационными образцами того, как нужно одеваться и какую эмоцию проявлять. Их песни резонировали с духом перемен и началом формирования альтернативного мышления.

Неформалы СССР

С развалом СССР актуальность народного молодёжного бунта потеряла свой изначальный смысл. 90-е можно охарактеризовать как эпоху появления многочисленных подражателей субкультурных масс. Принадлежность к той или иной неформальной тусовке носила скорее показной характер и не была связана с философией и идейной составляющей различных движений. Пожалуй, за исключением панков, чья мораль выстраивалась вокруг их отношения к властям и социальному обществу.

Идеология также была важна для хиппи, чьё стремление к свободе является основополагающей поведенческой приметой. Отказавшись от чётко сформулированного устава образа жизни, они отличались от остальных субкультур, где имелся свой порог элитарности.

Металлисты были и остаются одной из самой миролюбивых субкультур. Их деятельность во многом ограничена посещением концертов любимых групп, соблюдением характерного дресс-кода, а на начальных этапах своего существования им было присуще отрицание всех других направлений музыки, кроме металла и связанных с ним жанров. По мере разрастания российского интернета они облюбовали различные форумы, а позже переехали в социальные сети.

Фанаты группы Ария

Готическая субкультура активно стала формироваться в России в середине 90-х годов. Несмотря на то, что её ставят в один ряд с другими неформальными культурами, она не отличается своей массовостью. Однако локальные готические сообщества представлены во многих крупных городах. Наиболее популярными местами для сбора любителей мрачных материй были парки, заброшенные пустыри и кладбища.

Так уж получилось, что субкультура эмо возникла параллельно с развитием и доступностью интернета в России. Появившись в начале 2000-х, она сразу стала объектом пристального внимания не только со стороны СМИ, но и подростков, которые в основном и были представителями культуры. Изначально их мировоззрение строилось вокруг депрессии, уныния и склонности к суициду, из-за чего их часто путали с готами. Можно даже вспомнить один из законопроектов, направленных на воспитание духовной нравственности среди молодёжи, дискредитирующий эмо и готов, который в итоге всё же был отклонен. Кто-то хотел быть эмо, кто-то хотел быть просто похожим на эмо, кто-то их просто ненавидел. Это одна из тех субкультур, которая не оставляла людей равнодушными, а разговоры о значимости их в социальной среде вызывали множество споров как от радикальных противников, так и от сторонников эмо.

Эмо

А есть ещё одна субкультура, которая по факту таковой и не являлась. Речь про «альтернативщиков». Достаточно было посетить какой-нибудь фестиваль или концерт, где выступали группы, исполняющие альтернативный рок в самых разных его проявлениях. Отсутствие каких-либо границ для вхождения в отряд альтернативщиков делали субкультуру мультиформатной. С одновременным успехом в неё входили панки, эмо, позеры, готы, металлисты и прочие представители молодёжных движений.

Сегодня субкультуры потеряли свою очевидность. Самым последним и недолговечным проявлением неформального молодёжного течения стали хипстеры, которые по сути являлись переосмыслением советских стиляг. Большинство течений нашли свою обитель в интернете и внешне они мало чем отличаются от среднестатистического человека. Безусловно, и сейчас можно найти современных эмо или готов, но это стало уже обыденным явлением, не вызывающим каких-либо вопросов на тему выбора имиджа или свободы мышления.

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика