Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Выпустили релиз или сняли клип? Расскажите об этом у нас: main@sub-cult.ru

В апреле, в День космонавтики, вышел традиционный контекстный сборник лейбла Content Chaos — «12.04 Vol.4», посвящённый этому великому празднику. В релиз вошли работы музыкантов разной звёздной величины — от известных мэтров до легенд андеграунда. Большинство композиций выполнено в разных стилях и направлениях электроники: эмбиент, техно, транс, диско, IDM, даб, но есть и немного рока с приставками «пост», «спейс» и «психоделик».

Как уже было отмечено в рецензии «Субкультуры» на этот сборник, вселенную «12.04 Vol.4» создавали не случайные люди, а музыканты, искренне увлечённые космосом, наукой, фантастикой и звуком как таковым. В подтверждение этого тезиса достаточно сказать, что автором одного из треков стал подвижник электронной музыки, журналист и ведущий легендарных радиопередач об «электронике» Мартин Ландерс, а бонус-трек любезно предоставил основатель культовой группы Space Дидье Маруани.

Сегодня, так уж совпало — в День «Звёздных войн», пришло время пообщаться с участниками компиляции «12.04 Vol.4» о космосе в музыке и музыке в космосе.

lator-martin-landers-1204

Начнём знакомство с уже упомянутого Мартина Ландерса, ведущего радиопрограмм об «электронике» — «Мандариновая волна» и Back to the Universe. Ещё в 1991 году Мартин участвовал в первом московском рейве «Гагарин пати», но его трек Rolling children, представленный им под псевдонимом Lator, звучит, будто только что с танцпола открытия нового техно-клуба.

— Вы посвятили жизнь не только сочинению, но и продвижению электронной и экспериментальной музыки. Если бы вы представляли «12.04 Vol.4» в своей программе, какую оценку дали бы сборнику?

— Сборник неоднозначный по своему наполнению. Воздушно, атмосферно, достаточно ритмично и разносторонне. Все работы высокого класса мастерства и энергии. Упорядоченные мысли и самовыражение существуют рядом с проявлениями космического хаоса и беспредельных просторов безвоздушного пространства. Все треки выдержаны в космических тонах, но особо хотел бы отметить: Andrey Klimkovsky — Are we alone in the Universe; Vortex Mechanic — Path Way to Outer Space; DROJAWIH — Among the Floating Islands; BURAN 40 — Dark.

Вас справедливо называют пионером электронной музыки в РФ. При всём уважении, иные пионеры зацикливаются на том, как было раньше. Ваш трек Rolling Children звучит, будто он только что с танцпола. Как вам удаётся сохранять такое свежее восприятие современной музыки?

— Я не знаю, как именно я остаюсь всё время актуальным в плане музыкального восприятия и звукоизвлечения. Моё восприятие музыки почти абстрактно и лишено инертности. Музыка – это всегда некая магия. Интуитивно и технологично, проходя сквозь форму бесконтрольных идей и самокритики, на свет появляется нечто законченное и осмысленное.

В музыке, как и в любой из форм искусства, наибольшую значимость всегда играет не столько техничность исполнения, сколько её эмоциональная окраска, те чувства, которые обогатили сам музыкальный артефакт и следом за ним – его создателей и слушателей.

Если бы вы летели в космос, и у вас была возможность взять с собой один музыкальный альбом, какую пластинку взяли бы и почему?

Klaus Schulze — Timewind. Это наиболее трогательные воспоминания, можно сказать, ещё с детства, первое моё прикосновение к «Синтетической Вселенной». Для меня — это одна из шедевральных работ за всё время существования электронной музыки.

aerossa-1204

Тему радио, космоса и электронной музыки подхватывает Александр Викторов, создатель проекта атмосферно-космической музыки «Аэросса». Его динамичный трансовый трек «Радиоволна ПС1» сочетает все эти составляющие.

— Что такое «Радиоволна ПС1», как можно на неё настроиться?

— Начнём с того, что ПС 1 расшифровывается как «Простейший Спутник». Его сигнал услышали многие радиолюбители мира. Включая приёмник и сделав настройки на частоты спутника, каждый хотел поймать эту волну, так как она была исторически важной для зарождения новой эры в истории Космонавтики. Слушая художественный образ этой волны, мы переносимся в прошлое и настраиваемся на позитивные эмоции.

— Космос главная тема творчества «Аэросса». Если бы его не существовало, что ещё могло бы вас вдохновить?

— Если бы не было космоса, не было нас... Мы единое целое, неделимый монолит. Но если уж включить фантазию, думаю, что-то лирическое, романтическое, возможно про любовь — под шумы ветра, дождя и ночных сверчков.

— Человечество уже неустанно демонстрирует свою тягу к космосу. Но нужен ли космосу человек?

— Наверное, нужен, но не сейчас. Пока что у нас нет возможности влиять на какие-то процессы, происходящие там. Кто знает, что будет лет так через 200, 500? Возможно наука шагнет далеко за пределы нашей галактики... И тогда человечеству откроются неведомые таинства, а перемещение в пространстве будет происходить за доли секунды. Возможно найдутся братья по разуму, и вот тогда... Фантазировать на эту тему можно безгранично.

outspin-1204

Фантазии и фантастика безусловно способствовали человеческой экспансии в космическом пространстве. Артисту, выступающему под псевдонимом Outspin, посчастливилось фантазировать о космосе прямо в Центре управления полётами. А в рамках «12.04 Vol.4» он совершил музыкальный мультистилистический «Expanse», где мирно соседствуют хаус-биты, трансовый вайб и техно-грув.

— Название вашего трека Expanse трактуется как простор или экспансия, расширение границ?

— Скорее простор, огромное пространство, неизвестное и интересное. Его можно исследовать годами, а можно просто быть там.

Как думаете, понятие «граница» существует только в мире людей и животных?

Если речь о границе как средстве разделения территории, то да.

Какое событие, связанное с космосом или космонавтами, поразило вас за последнее время?

— Мне удалось побывать в ЦУП Роскосмоса и ощутить атмосферу происходящего. Конечно, это совершенно не динамичная история, люди работают, день и ночь следят за показателями, со стороны — это просто зал с большим экраном и кучей компов. Но всё равно там начинаешь чувствовать что-то, думать о том, что будет, когда в космосе мы выйдем хотя бы на уровень «деревянных парусников, которые могли бы доплыть до другого континента». Я очень этого хотел бы.

metaphorus-1204

А помните, в «Звёздных войнах» был такой «Протокол 13», согласно которому персонал Империи должен была немедленно покинуть оккупированные планеты? Докладываем: индустриальный трек Metaphorus — Protocol 13 воообще не об этом. Но в целом он тоже навеян сюжетами из популярной фантастики.

— В названии Protocol 13 аллюзия к «Звёздным войнам»?

Protocol 13 — это больше на тему «Чужой против Хищника», нежели «Звёздных войн». Но мысля более масштабно, я пытался рассказать некую историю с началом, серединой и концом. Название отражает некую фантастическую утопию, где есть и светлые, и тёмные моменты.

Какую планету в случае глобальной катастрофы выбрали бы для эвакуации и почему?

— Вселенная настолько огромна и неизведана, аж глаза разбегаются, шучу. Хорошо бы, чтоб на этой планете было спокойно и много природы, я думаю, Земля как раз подойдёт. Надеюсь, мировое сообщество всё-таки позаботится и сбережёт наш «земной шарик». Как человеку творческому мне всегда хочется наслаждаться так называемой «призрачной красотой» — той, что видна не каждому. А для этого нужны тишина и покой вокруг.

Нужна ли музыка в космосе?

— Очень сложно ответить, ведь в космосе тишина, пустота. Мне кажется, там можно сойти с ума, так как мы привыкли к шуму — город, машины, метро, ветра, строящиеся дома. И в этой суете уже забыли, что такое тишина. Но музыка нужна. Музыка — стимул, музыка — фантазия. А если б её не было, не было бы многих воспоминаний, которые у меня так или иначе связаны с музыкой. Без музыки будет только шум и тишина.

malo-1204

IDM-проект Ильи Черткова mal0 выделился самыми ломаными ритмами и провокационным, в контексте сборника, названием трека — «Мы перестали мечтать о звёздах». Хоть автор и позиционирует эту работу как призыв почаще мечтать о звёздах, выяснилось, что они ему даже не снятся.

— Поговорим о названии трека. Казалось бы, вот целый сборник единомышленников-мечтателей о звёздах, к чему этот бунт на космическом корабле?

— Это даже не бунт. Это так, призыв снова обратить внимание на небесные светила, немного помечтать и пофантазировать, как в детстве. Представьте ребёнка, который из картонных коробок собирает ракету, надевает импровизированный шлем и «летит» далеко-далеко к выдуманным галактикам, облетает астероиды, стреляет из лазера по летающим тарелкам злых инопланетян, продолжая мчаться к простирающимся в его фантазиях туманностям. Тут именно об этом.

В своих работах вы периодически затрагиваете тему сновидений, сочинили целый EP под впечатлением от ночных кошмаров. Снился ли вам космос перед созданием «Мы перестали мечтать о звёздах»?

— К сожалению, не снился. Я сейчас подумал — он мне, пожалуй, никогда не снился. А снится всегда что-то очень абстрактно-приземлённое, фантасмогорически-дурацкое. Абсурд чаще всего снится. А ещё я, бывает, ору свиньёй по пробуждении: если снился кошмар, который противоречит здравому смыслу. Я так однажды разбудил целый вагон в поезде по дороге в Петербург: был уверен, что ко мне подошла жена, а потом мозг внезапно вспомнил, что я в поезде и быть её рядом не может, одно с другим не сложилось и вызвало приступ громкого свинячьего визга. Ещё ору, если во сне внезапно взлетают предметы мебели. Такое бывает чаще, чем хотелось бы.

Зачем человеку космос?

— Хороший вопрос. Допустим, чтобы фантазировать и совершать великие открытия. Планета почти закончилась, неизведанные места если и есть, то где-то в глубине моря и в пещерах. Всё остальное либо не представляет интереса, либо уже изведано. Я иногда посматриваю научно-популярные передачи на эту тему и даже почти начинаю снова мечтать, как в детстве. Но после эпизода «За разломом Орла» сериала «Любовь, смерть и роботы» всё больше задумываюсь: а не лучше ли нам тут сначала всё наладить?

denny-kay-1204

За свою творческую жизнь Denny Kay поэкспериментировал с самыми разными формами электронной музыки и даже вышел за её пределы — к индастриэл-року. Его Running on the Rings of Saturn одна из самых тяжёлых, в хорошем смысле, композиций «12.04 Vol.4».

— Вы работаете в разных стилях и направлениях электронной музыки от эмбиента до техно. Какую электронику можно назвать самой космической?

— Самые космические — ambient, trance, hypnotic techno, dub techno и psychill/chillgressive.

— Существует ли область электронной музыки, куда вы ещё не готовы заступить, но очень хотели бы открыть её для себя как для музыканта?

— Мои попытки покрыть своим творчеством все жанры электронной музыки за тридцать лет музыкальной карьеры можно назвать успешными. Если принять во внимание что hip-hop тоже вид электронной музыки, наверное, остался только он. Когда-нибудь точно попробую записать что-то интересное с представителями этой культуры.

Как считаете, может ли музыка пробудить в человеке интерес к космосу?

— Безусловно. Бескрайняя электронная музыка сама как космос, а космос всегда ассоциировался именно с электроникой.

didier-marouani

Вот мы и подошли к хедлайнеру хедлайнеров Didier Marouani, Space, чья песня «Гагарин, Ура!» звучит в качестве бонус-трека. Дидье Маруани не нуждается в особом представлении ни в нашей стране, ни в какой-либо другой. Просто напомним, что в далёком 1983 году этот артист со своим коллективом Paris-France-Transit сыграл 21 концерт в СССР, которые в общей сложности посетили более полумиллиона зрителей. Записи с этих выступлений в Москве, Ленинграде и Киеве увековечены в лайв-альбоме Concerts en URSS. Гастроли были организованы с подачи самого замминистра культуры и, если верить легенде, в КГБ всерьёз планировали завербовать Маруани, а также встроить прослушку в его синтезатор.

— Поделитесь, над чем вы сейчас работаете? Планируются ли новые релизы группы Space?

— Сейчас мы работаем над нашим новым альбомом. Надеюсь, скоро он выйдет и вы сможете его услышать.

— В последний раз вы выступали в России 5 лет назад. Есть ли у вас в планах снова приехать с концертами?

— Да, мои концертные туры в России были отложены три раза из-за обстоятельств, но я надеюсь скоро приехать.

— Что вы хотели бы сказать своим российским поклонникам?

Мы живем потрясающей историей любви уже более 40 лет, и это замечательно, что на концерты приходят три поколения! Спасибо за вашу преданность!

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!